Форум О проекте Личный кабинет Контакты
 
 

Форум «Новые кадры ОПК: молодые таланты России» прошел в ЦВК «Экспоцентр»

Мероприятия Форума
Танковый биатлон роботов – «Роботлон»
В ходе Форума был впервые в России проведен танковый биатлон роботов («Роботлон»), на котором в поединке сошлись команды студентов-робототехников из 8 ведущих вузов. В состав команд вошли студенты-целевики, обучающиеся по заказу организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках Программы Минобрнауки России «Новые кадры ОПК».
В ходе конкурса студенты должны были научить своих роботов проходить через лабиринт за минимальное время, поразив максимальное количество мишеней. Задание усложнялось тем, что дополнительные комплекты оборудования, включая стреляющие башни, выдавались командам всего за 1 день до мероприятия.
Победителем соревнований стала команда Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ.
Лауреатами соревнования «Роботлон» стали команды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

Итоги конкурса пресс-служб вузов «Новые кадры ОПК: привлекая молодые таланты»
Понимая особую значимость работы пресс-служб вузов в области популяризации инженерного труда, целевого обучения и оборонных предприятий как потенциальных работодателей Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России был организован специализированный конкурс для пресс служб образовательных организаций «Новые кадры ОПК: привлекая молодые таланты».
В номинации «Лучшее медийное освещение реализации программ целевого обучения кадров для оборонно-промышленного комплекса» победителями стали Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники и Поволжский государственный технологический университет.
Завоевать победу смогли вузы, регулярно освящающие результаты целевого обучения, развитие сотрудничества с оборонно-промышленным комплексом в СМИ всех уровней – начиная с федеральных информационных агентств и заканчивая группами вуза в социальных сетях. Они смогли продемонстрировать системную многоуровневую работу, ежемесячно размещая в СМИ около 2 профильных публикаций.
Победу в номинации «Лучший аудиовизуальный контент» одержал Ульяновский государственный технический университет. Вузу удалось создать интересные и убедительные видео-материалы, посвященные инженерному образования и построению карьеры в ОПК, повышающие привлекательность целевого обучения для абитуриентов, воспитывающие патриотизм и мотивацию к исследовательской деятельности.
Победителями в номинации «Лучший информационный повод» стали Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина и Тамбовский государственный технический университет. Эти образовательные организации сумели привлечь к конкретным проектам в области целевого обучения и развития кадрового резерва ОПК максимальное внимание СМИ.

Награждение профессиональных образовательных организаций
За высокие достижения в области подготовки кадров со средним профессиональным образованием для организаций ОПК в номинации «Лучшая практика подготовки высококвалифицированных кадров для организаций ОПК» был награжден Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова
В номинации «Лучшая практика взаимодействия СПО-ОПК» – Иркутский авиационный техникум и Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина.
В номинации «Высокая эффективность трудоустройства выпускников в организациях ОПК» – Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова.
В общем зачете, по совокупности мониторинговых показателей за высокие достижения в области подготовки кадров со средним профессиональным образованием для организаций ОПК, были отмечены:

  • Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Михаила Федоровича Решетнева;
  • Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре;
  • Уфимский государственный авиационный технический университет.

Награждение образовательных организаций высшего образования
За вклад в реализацию практико-ориентированной целевой подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей оборонно-промышленного комплекса были награждены следующие образовательные организации высшего образования:

  • Тульский государственный университет – этот вуз стал лидером по совокупности показателей реализации целевого обучения кадров со СПО в рамках Конкурсов «Новые кадры ОПК»;
  • Амурский государственный университет – проект университета «Совершенствование подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры космодрома «Восточный» стал базовым компонентом системы кадрового обеспечения нового российского космодрома. Организацией-партнером АмГУ является ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ»)
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет). В ходе реализации конкурсов «Новые кадры ОПК МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках базовой образовательной программы «Конструирование и технология электронных средств» был разработан специализированный модуль: «Проектирование и производство сложных радиотехнических систем». Данный модуль реализуется в интересах ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина».

Приступая к работе в НПО «Алмаз» выпускники программы без дополнительной адаптации могут принимать полноценное участие в разработке элементов и систем многофункциональных и всевысотных радиолокационных станций в составе разрабатываемых комплексов противовоздушной и противоракетной обороны.

  • Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова

В числе образовательных программ, разработанных ВОЕНМЕХом в ходе Конкурсов «Новые кадры ОПК», можно отметить программу «Проектирование с применением CAD/CAM/CAE – систем». Целевое обучение кадров по данному направлению особенно востребовано с учетом задач по разработке перспективных зенитных ракетных комплексов средней дальности.
Программа позволяет студентам-целевиками овладеть практическими навыками вычислительного моделирования процессов в гидроаэродинамике, механике деформируемого твердого тела и теплотехнике, методами и средствами научных исследований, овладеть пакетами вычислительного моделирования (CAD, CAE системы), а также практическими навыками 3D – печати  и 3D – сканирования натурных макетов и экспериментальных образцов элементов и агрегатов авиационной, ракетно-космической техники и техники специального назначения.
Обучение проходит в именных аудиториях базовых кафедр (АО «Климов», концерна ВКО «Алмаз – Антей» и др.)

Подписание соглашений о сотрудничестве
На Форуме «Новые кадры ОПК: молодые таланты России» состоялось торжественное подписание соглашений о стратегическом сотрудничестве Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» с образовательными организациями: Южно-Уральским государственным университетом и Московским государственным технологическим университетом «СТАНКИН».
Со стороны ГК «Роскосмос» соглашение парафировала А.А. Вучкович – исполнительный директор по персоналу и социальной политике, со стороны МГТУ «СТАНКИН» – ректор С.Н. Григорьев, со стороны Южно-Уральского государственного университета – ректор А.Л. Шестаков.
Заключенные договоры предусматривают развитие взаимодействия с ГК «Роскосмос» по таким направлениям как совместная разработка и оценка качества образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, целевая подготовка и/или переподготовка высококвалифицированных специалистов, подбор кандидатов для трудоустройства в организациях ракетно-космической промышленности (РКП), проведение производственных практик с возможностью участия в работах, ведущихся в лабораториях и отделах организаций РКП, организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области космической деятельности и др.

Деловая программа Форума
Основными направлениями обсуждения в рамках секционных заседаний Форума стали:
1)развитие механизма целевого обучения кадров в рамках Ведомственной целевой программы «Новые кадры ОПК», реализуемой Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России;
2) выявление новых и синхронизация существующих подходов к оценке квалификации специалистов и рабочих кадров для ОПК.

В своем приветственном слове на Пленарном заседании Форума Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России В.В. Гутенев отметил, что пик Гособоронзаказа придется на 2017-2018 годы, после чего предприятиям ОПК придется использовать имеющийся потенциал для диверсификации производства и активного продвижения на рынках гражданской высокотехнологичной продукции. Реализовать такой переход можно только обладая мощным кадровым резервом. В.В. Гутенев подчеркнул: «Для нас важно, чтобы была сквозная система подготовки кадров». Для этой цели следует привлекать молодежь к инженерному творчеству как можно раньше. «Мы три года назад запустили школьную олимпиаду «Звезда», сейчас это наиболее авторитетная из негосударственных Олимпиад» - сказал В.В. Гутенев, отдельно уделив внимание вопросу вовлечения молодых дарований в различные виды технических соревнований.

В ходе Форума директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев отметил высокие положительные результаты реализации Конкурсов «Новые кадры ОПК» в 2014-2015 гг., по которым прошло обучение около 6000 студентов-целевиков. В своем выступлении он подчеркнул существенное различие между целевым приемом и новым механизмом целевого обучения, который используется в Программе «Новые кадры ОПК». Если в случае целевого приема зачисление абитуриентов проходит по отдельному конкурсу в рамках квоты, а средний балл ЕГЭ поступающих традиционно ниже балла студентов, зачисленных по общему конкурсу, то формат целевого обучения становится доступен для студентов, поступивших по общему конкурсу, квота при этом не устанавливается, заключение договора возможно на любом этапе обучения. Это позволяет существенно увеличить качество приема, привлечь мотивированных студентов, делающих осознанный выбор в пользу работы в ОПК.

Сославшись на поручение Правительства Российской Федерации от 19 октября 2016 г. № ДМ-П8-6269, которое ужесточает ответственность всех сторон, участвующих в целевом обучении а также опыт, накопленный в ходе реализации программы «Новые кадры ОПК», А.Б. Соболев выразил уверенность в том, что качество целевого обучения, уровень компетенций и мотивации студентов будет неуклонно возрастать.

Подтверждением слов А.Б. Соболева стали статистические данные, представленные проректором МГТУ «СТАНКИН» Ю. Я. Еленевой. Согласно мониторингам экспертно-аналитического центра развития кадрового потенциала ОПК, созданного Минобрнауки России на базе МГТУ «СТАНКИН», средний балл оценки организациями ОПК качества подготовки студентов-«целевиков», обучающихся в рамках Программы «Новые кадры ОПК», составил 7,47 по 10-и балльной шкале, в то время как для общей массы студентов, поступивших по целевому приему, данные балл не превысил 5,5. Ю.Я. Еленева также подчеркнула, что в ходе реализации Программы «Новые кадры ОПК» удалось обеспечить существенный (24%) приток новых студентов на образовательные и карьерные траектории в ОПК, чему также способствовала активизация профориентационной деятельности предприятий и отраслевых объединений, в частности, организованная при патронаже Союза машиностроителей России Олимпиада школьников «Звезда».

Рецептами системного подхода к развитию кадрового потенциала начиная со школьной скамьи поделилась А.А. Вучкович – Исполнительный директор по персоналу и социальной политике Госкорпорации «Роскосмос». По ее словам, за последние 5 лет непосредственно после окончания учебного заведения (ВУЗы/ССУЗы) на работу в организации ракетно-космической отрасли было принято более 16000 человек. Для отбора лучших кадров для ракетно-космической промышленности реализуется комплексная учебная программа «Космонавтика», которая сочетает теоретическую и практическую подготовку юных ракетостроителей. ГК «Роскосмос» активно участвует в реализации программы «Новые кадры ОПК» – в 25 вузах-партерах Госкорпорации по программе проходят обучение 910 студентов. А.А. Вучкович также указала на системную работу по развитию базовых кафедр (в настоящее время 30% организации ракетно-космической отрасли имеют базовые кадры, на которых реализуется 108 образовательных программ).
В качестве одной из приоритетных задач, над которой успешно работают в ГК «Роскосмос» А.А. Вучкович отметила выработку единых отраслевых подходов в оценке эффективности работы базовых кафедр.

Э.В. Бобрицкийдиректор департамента управления персоналом АО «Объединенная судостроительная корпорация» на примере АО «СПМБМ «Малахит» показал возможности реализации подготовки кадров в рамках базовых кафедр на предприятиях.

Согласно представленному подходу ключевым принципом обучения на базовых кафедрах должно стать выстраивание образовательной программы вокруг реального инженерного проекта полного цикла. В качестве одной из интересных особенностей студентов-«целевиков», обучающихся по заказу АО «СПМБМ «Малахит» спикер выделил прохождение подводной научно-исследовательской практики. Целью программы подводной научно-исследовательской практики является обучение студентов кафедры принципам проектирования на примере перспективной разработки комплексной системы буксировки и ориентации подводного пловца – дайвера. В процессе проведения практики студенты получают начальные навыки работы с подводным снаряжением и устройствами, проводят замеры ряда технических параметров и обработку полученных результатов с целью практического использования полученных результатов.
Ректор Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова В.Г. Передерий рассказал о работе с региональными работодателями ОПК на системном уровне. Он привел несколько примеров программ подготовки высококвалифицированных проектных групп, в частности, для создания программно-аппаратных комплексных систем управления объектами со сложной инфраструктурой и создания современных химических технологий получения высокоэнергетических конденсированных материалов.

По мнению заместителя генерального директора – статс-секретаря АО «Росэлектроника», руководителя федеральной программы СоюзМаш «Работай в России!» А.В. Брыкина, прогнозирование потребности в кадрах на предприятиях ОПК является одним из базовых условий эффективного взаимодействия с вузами. По мнению А.В. Брыкина, именно детальное планирование кадровых потребностей под конкретные инвестиционные проекты с детализацией по отдельным направлениям деятельности (обучения) позволяет существенно снизить кадровый дефицит в стратегической перспективе.

Проректор Московского политехнического университета Д.И. Земцов рассказал о технологиях внедрения проектного обучения. Основными требованиями к реализации проектного обучения по его мнению являются следующие: должен быть реализован «полный жизненный цикл» инженерного проекта от формирования замысла до эксплуатации изделия и его утилизации, проект должен включать внешнюю экспертизу со стороны партнеров университета, проект должен быть открыт для участия студентов разных направлений подготовки, формирующих сборные проектные команды, Должен вестись текущий рейтинг студентов с проставлением баллов по итогам каждого этапа проекта, должны быть созданы условия для активного участия студентов на всех этапах проекта – от разработки идеи до представления конечного продукта на внешнюю экспертизу. Д.И. Земцов считает, что разговор вокруг студенческого инженерного проекта – это самый конкретный формат разговора с работодателем. Студенту дается проект, который он реализует совместно с партнером вуза. В итоге у выпускника появляется обширное портфолио, которое он предоставляет работодателю помимо диплома.

Руководитель Федерального кадрового центра ОПК В.Г. Пальмов поделился информацией о возможностях государственного субсидирования проектов по созданию и развитию корпоративных систем дополнительного профессионального образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» на 2016 – 2020 годы. Субсидия выделяется на конкурсной основе организациям ОПК, представившим проект повышения квалификации и переподготовки работников организаций ОПК, включающий создание (развитие) на базе организации ОПК специализированного структурного образовательного подразделения – центра ДПО. Реализация Проектов предполагает софинансирование за счет внебюджетных средств организации в объеме не менее 100 % от объема субсидии, при этом максимальный ежегодный размер субсидии не может превышать 10 миллионов рублей.

Отдельную дискуссию на первом секционном заседании вызвали вопросы расширения рамок реализации Программы «Новые кадры ОПК» на частные предприятия, осуществляющие работы в рамках Гособоронзаказа, а также внедрения в ВЦП «Новые кадры ОПК» механизма субсидирования инфраструктурных проектов.

Роль модератора первого секционного заседания исполнил Д.А. Волошин – директор корпоративной сетевой академии Госкорпорации «Ростех».
Темой второго заседания стали новые подходы в оценке квалификации специалистов и рабочих кадров для ОПК.

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотарева в своем выступлении подчеркнула, что федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения являются ключевым инструментом модернизации систем подготовки высококвалифицированных кадров для промышленного роста.

О формировании центров оценки квалификаций в машиностроении и других аспектах деятельности Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении, созданного на базе Союза машиностроителей России рассказала заместитель Исполнительного директора СоюзМаш России О.К. Ополонская. Участники заседания обсудили подходы к оценке персонала в ракетно-космической промышленности и использование различных систем оценки качества подготовки специалистов в авиастроении.

Роль модератора второго секционного заседания исполнил А.Ю. Овчинников – директор Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета. Спикерами второго секционного заседания также стали:
Е.Б. Степанов – директор Департамента развития персонала ГК «Роскосмос», Л.Ю. Шепелева директор Департамента по подготовке персонала ПАО «ОАК», И.А. Артемьев – директор ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс», Д.Е. Глушко – заместитель генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».



 

© Министерство образования и науки Российской Федерации 2017
Новые кадры ОПК: союз образования и промышленности